Учебный процесс

Скачать Учебный календарь на 2010-2011 учебный год (.doc)

 



Федеральный и гимназический компоненты учебного плана


Учебный план Православной гимназии разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г. (регистрационный номер 3997); Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196.

В соответствии с 1 статьей Типового положения об общеобразовательном учреждении, под гимназией понимается такое общеобразовательное учреждение, которое реализует  общеобразовательные  программы  основного общего   и   среднего  (полного)  общего  образования,  обеспечивающие дополнительную  (углубленную)  подготовку  обучающихся  по   предметам гуманитарного   профиля. Это положение является центральным как для федерального, так и для гимназического компонента, составляющих единую образовательную программу Гимназии.

Учебный план предусматривает деление учебных часов на 2 части:

  • инвариантную часть (федеральный компонент);
  • вариативную часть (гимназический компонент).

Образовательный процесс в Православной гимназии отражает специфику учебного заведения. Федеральный и гимназический компоненты  не "конфликтуют",  а  наоборот, взаимопроникают,  органично соединяясь   друг   с  другом: христианская этика объединяет все  гуманитарные дисциплины едиными ценностными ориентациями.

Федеральный компонент учебного плана

Основная задача инвариантной части учебного плана – обеспечить реализацию федерального компонента государственного стандарта  общего образования.

Согласно Базисному учебному плану (БУП) 2004 г., «выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план». Православная гимназия воспользовалась предоставляемыми  БУП 2004 г.  возможностями  самостоятельного определения профиля обучения. При разработке собственного профиля обучения, были учтены примерные учебные планы для социально-гуманитарного и филологического профилей, а также  примерный учебный план для универсального обучения. Представленные в приложении к БУП 2004 г. варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер. По мнению разработчиков БУП 2004 г. «Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных». Итак, разработанный коллективом Православной гимназии профиль назван гуманитарно-филологическим.

В рамках федерального компонента гуманитарное образование углубляется посредством изучения русского языка, литературы и истории на профильном уровне, а также предпрофильной подготовки по указанным предметам в 8-9 классах.
На углубленное изучение русского языка, литературы и истории из вариативной части учебного плана на ступени основного общего образования отведено около 40% учебного времени, а в 10-11 классах – более 50%.

Гимназический компонент учебного плана

Основная задача гимназического компонента учебного плана – заложить у учащихся основы православного мировоззрения;  объединить весь образовательный процесс на Евангельских нравственных началах; способствовать гуманитарной направленности образовательного процесса.

Для реализации основных задач гимназического компонента, часы вариативной части учебного плана, помимо дополнительного изучения русского языка, литературы и истории,  используются:

  • для изучения второго иностранного языка по выбору (французский или немецкий языки);
  • для изучения предметов «Богословие», «Славянский язык», «Мировая художественная культура»; «История философской мысли».
  • для создания системы элективных курсов, спецкурсов и факультативов по предметам гуманитарно-филологического цикла.

В рамках гимназического компонента гуманитарной направленности образования способствует изучение славянского языка, второго иностранного языка (немецкого или французского по выбору), мировой художественной культуры, истории философской мысли, богословия.

Гуманитарной направленности образовательного процесса призвана способствовать и система факультативных и элективных курсов. На выбор учащихся представлены различные (как правило, 34-х часовые) курсы, углубляющие программы профильных учебных предметов, способствующие более обстоятельному изучению некоторых базовых предметов и удовлетворяющие познавательные интересы гимназистов в различных сферах человеческой деятельности.

Как видно из перечня предметов федерального и гимназического компонентов, обеспечивающих гуманитарную направленность образования в Гимназии, в учебном плане особое место занимает филологический компонент. Именно поэтому профиль обучения в Православной гимназии называется гуманитарно-филологическим, что отражает, во-первых, направленность образования  на познание человека  и общества, а во-вторых, подчеркивает значение в образовательном процессе предметов, относящихся к области филологии.

Итак, федеральный и гимназический компоненты учебного плана определяются государственным стандартом общего образования, миссией и статусом образовательного учреждения.

Новости с других ресурсов